Оформление квартиры в собственность: документы, условия и нюансы сделки

Как оформить право собственности на квартиру в 2019 году?

Подаренная, купленная в новостройке или полученная по завещанию квартира подлежит обязательному учету. Если имущество приобретено самостоятельно или с помощью ипотечного кредита, документы на оформление квартиры в собственность также подаются для регистрации в Росреестр – федеральной орган, уполномоченный регистрировать и удостоверять права на недвижимость.

Важно знать: Право владения и право собственности юридически разделены.

  • Статья 305 ГК РФ – право владения и защиты имущества.
  • Статья 209 ч.1 ГК РФ – регламентирует оформление права собственности на квартиру, право на полное распоряжение ею: дарение, завещание, совершение прочих юридически значимых действий.

Какие документы нужны для оформления квартиры в собственность?

Пакет документов, собираемый при каждом конкретном случае: купле-продаже, дарении или наследовании – может меняться.

Для оформления квартиры в собственность существует общий перечень документов:

  1. Договор купли-продажи, заключенный во время приобретения жилья. Дольщики и участники кооперативов предоставляют свои договоры на получение площади.
  2. Удостоверение личности (гражданский паспорт РФ) и его ксерокопия, заверенная нотариально.
  3. Заявление на бланке о государственной регистрации с признанием права собственности на представленную недвижимость. Бланк берется в филиале регистрационного органа или на сайте Росреестра.
  4. Акт сдачи-приемки недвижимости в БТИ (Бюро Технической Инвентаризации).
  5. План жилья с пояснением схемы (экспликация) – берется в БТИ.
  6. Квитанция об оплате госпошлины за оформление квартиры в собственность; бланк для банковского платежа представляется специалистами в Росреестре.
  7. Нотариальная доверенность для лиц, предъявляющих интересы заявителя, если у него нет возможности присутствовать при оформлении лично (заболевание, ограниченные возможности).

Документация готовится в двух экземплярах: один остается у владельца, второй хранится в архиве Росреестра. Копии заверяются нотариально. Сокращения наименований или имен в собранном пакете документации, правки или зачеркивания не допустимы.

Как оформить право собственности на квартиру в новостройке – пошаговая инструкция

Жилплощадь в строящемся многоквартирном доме лучше приобретать у организаций-подрядчиков, работающих с банками по кредитным жилищным программам. Риск ликвидации такого застройщика очень мал, а в случае его банкротства до сдачи объекта ипотечный договор просто возвращается в банк. Для вторичного жилья эти условия не действуют.

Условия регистрации

Оформить квартиру в собственность в новостройке можно при условиях, когда застройщик:

  • сформировал протокол о распределении жилой или коммерческой недвижимости;
  • получил техпаспорт объекта в БТИ;
  • прошел подписание передаточного акта в Государственном архитектурно-строительном бюро;
  • получил в территориальной администрации разрешение на ввод готового объекта в эксплуатацию;
  • зарегистрировал объект к учету в Росреестре;
  • имеет адрес для нового здания получило почтовый адрес.

Важно: Полноту документации необходимо проверять в офисе компании застройщика до подписания договора долевого участия (ДДУ) или соинвестирования.

Если строительство длится более 2-х лет, решение прервать договорные отношения необходимо проводить через суд.

Этапы оформления

  1. Подготовка документации, потребуется:
    1. Акт приема-передачи жилья – предоставляет застройщик. Подписывается после осмотра квартиры.
    2. В случае долевого участия несовершеннолетних – разрешение органов опеки; выдается через 2 недели. Орган опеки потребует: заявление, паспорта владельцев, свидетельства о рождении детей.
    3. Передаточный акт и ДДУ (договор долевого участия).
    4. Кредитный или ипотечный договор; служащие Регистрационной палаты попросят предъявить закладную.
  2. Для оформления права собственности в Регистрационной палате будущие владельцы квартиры предъявляют:
    1. паспорта собственников, свидетельства о рождении детей до 14 лет и копии всех страниц удостоверяющих документов;
    2. при участии доверенного лица – его паспорт с копией, оригинал с копией нотариальной доверенности;
    3. договорной документ и дополнительные соглашения к нему (при наличии), копии;
    4. передаточный акт от Застройщика – 2 экземпляра;
    5. кадастровый паспорт, экспликация помещений квартиры, копии;
    6. кредитный или ипотечный договор;
    7. разрешение от органа опеки.

На регистрации должен находится официальный представитель застройщика.

  1. Сформированное в электронном виде и распечатанное заявление на регистрацию права собственности подписывается после ознакомления сторонами с предоставленным перечнем документов.
  2. В банке оплачивается госпошлина в размере 1 000 рублей.
  3. Сотрудник регистрирующей организации проверит присутствие всех сторон и предоставленных документов; примет оригиналы и копии документов, выдаст расписку с указанной датой получения документов.
  4. Документы выдаются в установленную дату (максимальный срок оформления – 1 месяц) собственникам по предъявлению паспорта и расписки.

Уточнить срок готовности документов можно, созвонившись с сотрудниками Регистрационной палаты по указанному в расписке телефону.

Как оформить квартиру в собственность через МФЦ?

С 2017 года зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество можно через многофункциональные центры (МФЦ), открытые во всех городах России.

В МФЦ, помимо квалифицированной консультации, клиент получает помощь для решения юридических вопросов и вопросов, связанных с организационными мероприятиями по оформлению.

Начать нужно с предварительной подготовки документов и записи на прием. Потребуются следующие документы:

  • заявление на регистрацию прав собственности – бланк заполняется на месте по образцу или при консультации специалиста;
  • подтверждение права на получение квартиры в виде дарственной, договора купли-продажи и т.д.;
  • гражданский паспорт (оригинал); для будущих собственников до 14 лет – свидетельство о рождении;
  • оплаченная госпошлина; квитанция.

В МФЦ могут запросить дополнительные документы, необходимые для оформления. После утверждения перечня документации заявитель оплачивает госпошлину.

В зависимости от вида недвижимости и оснований для вступления в права собственности, госпошлина МФЦ варьируется:

  • 0,3% от стоимости объекта по кадастру при наследовании родственником (не более 100 000 рублей);
  • 0,6% – при наследовании третьими лицами (не более 1 млн. рублей);
  • 2 000 рублей – за оформление квартиры;
  • 500 рублей – гаража;
  • 100 рублей – долевого участка.

Помимо личной явки в Центр, для предварительной записи доступны следующие способы:

  • Звонок на единый многоканальный номер 8 800 550-50-30;
  • Оформление заявки в очередь на портале gosuslugi.ru;
  • Получение талона электронной очереди, выдается на месте через терминал.

Эти методы позволяют сэкономить время и попасть на прием через электронную очередь.

Оператор центра принимает документацию на оформление и передает данные в Росреестр для юридической экспертизы. По результатам проверки заявитель получает заверенную выписку из Единого госреестра прав на имущество – ЕГРП. С 2017 года этот документ выдается вместо свидетельства о собственности и обладает той же юридической силой.

Возможные причины отказа в регистрации прав собственности на недвижимость:

  • арест недвижимости;
  • подлог;
  • несоответствие документов.

Оформление квартиры в собственность в МФЦ не представляет сложности и проходит в течение 10 рабочих дней.

Ссылка на основную публикацию