Содержание
Как оформить право собственности на квартиру в 2019 году?
Подаренная, купленная в новостройке или полученная по завещанию квартира подлежит обязательному учету. Если имущество приобретено самостоятельно или с помощью ипотечного кредита, документы на оформление квартиры в собственность также подаются для регистрации в Росреестр – федеральной орган, уполномоченный регистрировать и удостоверять права на недвижимость.
Важно знать: Право владения и право собственности юридически разделены.
- Статья 305 ГК РФ – право владения и защиты имущества.
- Статья 209 ч.1 ГК РФ – регламентирует оформление права собственности на квартиру, право на полное распоряжение ею: дарение, завещание, совершение прочих юридически значимых действий.
Какие документы нужны для оформления квартиры в собственность?
Пакет документов, собираемый при каждом конкретном случае: купле-продаже, дарении или наследовании – может меняться.
Для оформления квартиры в собственность существует общий перечень документов:
- Договор купли-продажи, заключенный во время приобретения жилья. Дольщики и участники кооперативов предоставляют свои договоры на получение площади.
- Удостоверение личности (гражданский паспорт РФ) и его ксерокопия, заверенная нотариально.
- Заявление на бланке о государственной регистрации с признанием права собственности на представленную недвижимость. Бланк берется в филиале регистрационного органа или на сайте Росреестра.
- Акт сдачи-приемки недвижимости в БТИ (Бюро Технической Инвентаризации).
- План жилья с пояснением схемы (экспликация) – берется в БТИ.
- Квитанция об оплате госпошлины за оформление квартиры в собственность; бланк для банковского платежа представляется специалистами в Росреестре.
- Нотариальная доверенность для лиц, предъявляющих интересы заявителя, если у него нет возможности присутствовать при оформлении лично (заболевание, ограниченные возможности).
Документация готовится в двух экземплярах: один остается у владельца, второй хранится в архиве Росреестра. Копии заверяются нотариально. Сокращения наименований или имен в собранном пакете документации, правки или зачеркивания не допустимы.
Как оформить право собственности на квартиру в новостройке – пошаговая инструкция
Жилплощадь в строящемся многоквартирном доме лучше приобретать у организаций-подрядчиков, работающих с банками по кредитным жилищным программам. Риск ликвидации такого застройщика очень мал, а в случае его банкротства до сдачи объекта ипотечный договор просто возвращается в банк. Для вторичного жилья эти условия не действуют.
Условия регистрации
Оформить квартиру в собственность в новостройке можно при условиях, когда застройщик:
- сформировал протокол о распределении жилой или коммерческой недвижимости;
- получил техпаспорт объекта в БТИ;
- прошел подписание передаточного акта в Государственном архитектурно-строительном бюро;
- получил в территориальной администрации разрешение на ввод готового объекта в эксплуатацию;
- зарегистрировал объект к учету в Росреестре;
- имеет адрес для нового здания получило почтовый адрес.
Важно: Полноту документации необходимо проверять в офисе компании застройщика до подписания договора долевого участия (ДДУ) или соинвестирования.
Если строительство длится более 2-х лет, решение прервать договорные отношения необходимо проводить через суд.
Этапы оформления
- Подготовка документации, потребуется:
- Акт приема-передачи жилья – предоставляет застройщик. Подписывается после осмотра квартиры.
- В случае долевого участия несовершеннолетних – разрешение органов опеки; выдается через 2 недели. Орган опеки потребует: заявление, паспорта владельцев, свидетельства о рождении детей.
- Передаточный акт и ДДУ (договор долевого участия).
- Кредитный или ипотечный договор; служащие Регистрационной палаты попросят предъявить закладную.
- Для оформления права собственности в Регистрационной палате будущие владельцы квартиры предъявляют:
- паспорта собственников, свидетельства о рождении детей до 14 лет и копии всех страниц удостоверяющих документов;
- при участии доверенного лица – его паспорт с копией, оригинал с копией нотариальной доверенности;
- договорной документ и дополнительные соглашения к нему (при наличии), копии;
- передаточный акт от Застройщика – 2 экземпляра;
- кадастровый паспорт, экспликация помещений квартиры, копии;
- кредитный или ипотечный договор;
- разрешение от органа опеки.
На регистрации должен находится официальный представитель застройщика.
- Сформированное в электронном виде и распечатанное заявление на регистрацию права собственности подписывается после ознакомления сторонами с предоставленным перечнем документов.
- В банке оплачивается госпошлина в размере 1 000 рублей.
- Сотрудник регистрирующей организации проверит присутствие всех сторон и предоставленных документов; примет оригиналы и копии документов, выдаст расписку с указанной датой получения документов.
- Документы выдаются в установленную дату (максимальный срок оформления – 1 месяц) собственникам по предъявлению паспорта и расписки.
Уточнить срок готовности документов можно, созвонившись с сотрудниками Регистрационной палаты по указанному в расписке телефону.
Как оформить квартиру в собственность через МФЦ?
С 2017 года зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество можно через многофункциональные центры (МФЦ), открытые во всех городах России.
В МФЦ, помимо квалифицированной консультации, клиент получает помощь для решения юридических вопросов и вопросов, связанных с организационными мероприятиями по оформлению.
Начать нужно с предварительной подготовки документов и записи на прием. Потребуются следующие документы:
- заявление на регистрацию прав собственности – бланк заполняется на месте по образцу или при консультации специалиста;
- подтверждение права на получение квартиры в виде дарственной, договора купли-продажи и т.д.;
- гражданский паспорт (оригинал); для будущих собственников до 14 лет – свидетельство о рождении;
- оплаченная госпошлина; квитанция.
В МФЦ могут запросить дополнительные документы, необходимые для оформления. После утверждения перечня документации заявитель оплачивает госпошлину.
В зависимости от вида недвижимости и оснований для вступления в права собственности, госпошлина МФЦ варьируется:
- 0,3% от стоимости объекта по кадастру при наследовании родственником (не более 100 000 рублей);
- 0,6% – при наследовании третьими лицами (не более 1 млн. рублей);
- 2 000 рублей – за оформление квартиры;
- 500 рублей – гаража;
- 100 рублей – долевого участка.
Помимо личной явки в Центр, для предварительной записи доступны следующие способы:
- Звонок на единый многоканальный номер 8 800 550-50-30;
- Оформление заявки в очередь на портале gosuslugi.ru;
- Получение талона электронной очереди, выдается на месте через терминал.
Эти методы позволяют сэкономить время и попасть на прием через электронную очередь.
Оператор центра принимает документацию на оформление и передает данные в Росреестр для юридической экспертизы. По результатам проверки заявитель получает заверенную выписку из Единого госреестра прав на имущество – ЕГРП. С 2017 года этот документ выдается вместо свидетельства о собственности и обладает той же юридической силой.
Возможные причины отказа в регистрации прав собственности на недвижимость:
- арест недвижимости;
- подлог;
- несоответствие документов.
Оформление квартиры в собственность в МФЦ не представляет сложности и проходит в течение 10 рабочих дней.